В КГБОУ «Тинская школа-интернат» используются следующие средства обучения:
1. Печатные:
• учебники и учебные пособия;
• книги для чтения;
• атласы;
• рабочие тетради.
2. Визуальные (зрительные):
• таблицы по истории, биологии, географии, математике, русскому языку, литературе, родным языкам, технологии, начальным классам;
• карты по истории и географии;
• картины на уроках русского языка, литературы, изобразительного искусства;
• портреты (по всем учебным предметам);
• натуральные объекты (на уроке биологии);
• модели, муляжи, макеты по биологии, географии, математике, начальным классам.
3. Механические визуальные приборы:
• телевизоры.
Оборудование и технические средства в учебных кабинетах не приспособлены для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата ввиду отсутствия запроса со стороны потребителя образовательных услуг.
Для обеспечения доступности услуг для всех категорий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья возможна организация альтернативной формы предоставления образовательных услуг - индивидуального обучения/обучения на дому.
4. Электронные образовательные ресурсы:
• презентации;
• сетевые образовательные ресурсы.
5. Аудиальные (слуховые):
• магнитофоны;
• музыкальный центр;
• наушники;
• микрофон.
6. Аудиовизуальные (зрительно-слуховые):
• образовательные видеофильмы, учебные фильмы, в том числе на цифровых носителях и т.п.;
• презентации.
7. Средства, автоматизирующие процесс обучения:
• компьютеры;
• мультимедийное оборудование;
• интерактивная доска;
• проекторы;
• телевизоры.
8. Словесные:
• учебники;
• художественная литература;
• словари;
• учебные пособия;
• другая необходимая литература.
9. Спортивное оборудование:
• гимнастическое;
• спортивные снаряды;
• мячи, скакалки, обручи и т.п.
Средства воспитания
Средство воспитания — это совокупность приёмов.
Факторы, определяющие выбор методов воспитания:
• Цели и задачи воспитания. Какова цель, таким должен быть и метод её достижения;
• Содержание воспитания;
• Возрастные особенности воспитанников. Одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста воспитанников;
• Уровень сформированности коллектива. По мере развития коллективных форм самоуправления методы педагогического воздействия не остаются неизменными: гибкость управления — необходимое условие успешного сотрудничества воспитателя с воспитанниками;
• Индивидуальные и личностные особенности воспитанников;
• Условия воспитания — климат а коллективе, стиль педагогического руководства и др.;
• Средства воспитания. Методы воспитания становятся средствами, когда выступают компонентами воспитательного процесса;
• Уровень педагогической квалификации. Воспитатель выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет;
• Время воспитания. Когда времени мало, а цели большие, применяются «сильнодействующие» методы, в благоприятных условиях используются «щадящие» методы воспитания;
• Ожидаемые последствия. Выбирая метод, воспитатель должен быть уверен в успехе. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет применение метода;
Классификация методов воспитания
Классификация методов — это выстроенная по определенному признаку система методов. Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению.
По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание.
По результатам методы воздействия на воспитанника можно разделить на два класса:
• влияние, создающее нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи;
• влияние, создающее привычки, определяющие тот или иной тип поведения.
Классификация методов воспитания на основе направленности:
• Методы формирования сознания личности;
• Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;
• Методы стимулирования поведения и деятельности.